Антигона. Совесть бессовестной страны

Лев Рубинштейн 12.07.2014

Памяти Валерии Новодворской

Преждевременная кончина Валерии Новодворской – невосполнимая потеря для России и всего мира. Она была уникально чистым и искренним человеком, которому становилось физически плохо от государственной неправды и государственного издевательства над человеком.

Уехав из России, я общался с Валерией крайне редко, с большим перерывом и только через интернет – можно считать, что почти не общался. Несмотря на то что меня связывала с ней давняя дружба по Институту иностранных языков имени Мориса Тореза: мы учились на одном курсе, и я был одним из активных участников организованной ей подпольной студенческой группы. И хотя наши пути разошлись – Валерия требовала немедленных действий, а большинство членов ее группы настаивали на привлечении новых людей и длительной подпольной работе, – мне было легче жить на свете, зная о том, что есть Валерия Новодворская. Каждая очередная статья Валерии была для меня подарком, даже если я не во всем соглашался с автором (что было нечасто). Подарком и даже не порывом – взрывом свободного духа!

Она и сама вся была порыв: жить в России и не бунтовать против ее извечной духоты и казенности, цинизма, ее неизбывного презрения к слабому, против ее постоянного обрекания своих подданных на самую жалкую участь, против ее официозной лжи и лицемерия – невозможно. Уникальные способности Новодворской и ее редкостная начитанность и образованность были очевидны с самого начала, равно как и ее глубочайшая любовь к русской литературе и русскому освободительному движению.

Валерия была бунтаркой в лучшем смысле этого слова. Уже тогда, в студенческой юности, мы в шутку называли ее за глаза «бабушкой русской революции» – называли с огромной любовью и уважением, хотя то и дело спорили с ней по тем или иным тактическим вопросам. Валерия и есть своего рода Екатерина Брешко-Брешковская и Вера Засулич нашего времени. Так я воспринимал её, когда нам с ней было по 18-19 лет, так воспринимаю и сегодня. В моих глазах похвалы выше быть не может.Но вспоминаются не только они. Валерия Новодворская стоит в том же почетном ряду великих русских и украинских женщин, которые каждая по-своему просто и естественно вставали на борьбу с темной силой за человеческое достоинство, в одном ряду с такими замечательными фигурами, как Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Анна Жаклар (Корвин-Круковская), Вера Фигнер, Цезарина Войнаровская, Анисья Болотина, Анастасия Биценко, Софья Панина, Мария Спиридонова, Екатерина Зарицкая, Олена Телига, Оксана Мешко, Алла Горская, Татьяна Великанова, Ирина Калинець. Вдобавок ко всем ее заслугам перед освободительным движением, Валерия Новодворская еще и останется в истории яркой, умной, тонкой и самобытной писательницей, талантливой представительницей российской гражданской публицистики.

Леру (а она была для нас Лерой, нашей Лерочкой) было трудно остановить. Она была непреклонна в намерении осуществить немедленную акцию. В результате ее не поддержал никто: участники группы были убежденными антикоммунистами и антисталинистами, но все учились на младших курсах МГПИИЯ и МГИМО и не хотели в столь ранние годы ломать свои жизни и идти по этапам. Практически каждый и каждая остались антикоммунистами и борцами за русскую свободу. И сделали на своих местах и в своей жизни очень много для падения коммунистической системы и ликвидации СССР – но принципиально воевали по-партизански. Лера Новодворская пошла ва-банк и разбросала листовки в Кремлевском дворце съездов. Она ступила на путь страдания, словно чувствуя, что таково ее призвание. Ее яростная, неутолимая любовь к свободе и правде, ее нравственный максимализм классической русской революционерки требовали прямого столкновения с бездушным мутноглазым бронтозавром советской и коммунистической системы, системы организованного зла, которую в XXI веке восстанавливают в России в том же виде, но на ином фундаменте. Валерия неустанно, скрупулезно, каждодневно боролась против восстановления этой системы. И нанесла этому восстановлению немало смертельных ударов.

Валерия Новодворская привнесла в нашу сегодняшнюю жизнь это острое ощущение того, что процесс российского освободительного движения, начатый Радищевым и декабристами, прерванный большевизмом и сталинизмом, никогда не кончался. Он продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока в России остаются люди, которым небезразлична судьба свободы и демократии в своей стране.

Любимой героиней древности Валерии Новодворской была Антигона. Она и остается для меня Антигоной. Навсегда. Ее пепел всегда будет биться в сердце каждого достойного человека, непримиримого к государственному человеконенавистничеству и к государственной лжи, к удушению свободы и к любой форме тоталитаризма.

Здесь можно прочитать чужие мнения или оставить своё мнение:

Написать коментарий



Каптча: